пятница, 19 марта 2010 г.

Камбоджа 2009. Часть 2.

Дорога до столицы (а мы проехали практически через всю страну) оказалась скучной и однообразной: подвыжженые поля с ирригационными канавами, цаплями и редкими работягами, убогие деревеньки с пыльными деревьями и ненадежными на вид домами; небольшие городки с пахучими рынками и общественными туалетами (последние производили сильное впечатление – если на территории Ангкора эти заведения были чистыми, симпатичными и иногда даже снабженными прудиками с лотосами, то в те места, что попадались нам на дороге, хоть и предлагалось входить, оставив обувь снаружи, то вовсе не из-за того, что изнутри там было очень чисто. Скорее, наоборот).

К самому Пном Пеню мы подъезжали долго. Унылые бараки, по которым мы пробирались минут сорок, даже навели нас на мысль, что, возможно, мы заехали куда-то не туда (что не удивительно при наличии НЕанглоговорящего водителя). Но постепенно мы вырулили на широкую улицу, застроенную относительно цивилизованными домами (правда, все равно было как-то тесно и грязно вокруг). Здания на нашем пути попадались все более помпезные, вот только вывески нам не нравились: «Институт Пастера», «Центр по борьбе с эпидемиологическими заболеваниями», «Хоспис»… мы сразу же решили, что будем мыть руки при каждой возможности, и вид пыльных мотоциклистов в масках на фоне грязных улиц только укрепил нас в этом решении. Но до отеля с гордым названием (конечно же) «Пном Пень Отель» мы все-таки добрались. Он оказался огромным, этажей в 10-ть, некрасивым и переполненным гостями – кажется, там проходила какая-то конференция.

Позавтракав и бросив вещи в номере, мы сориентировались по карте и решили, что начать осмотр города стоит с наименее удаленных от отеля достопримечательностей. К числу таковых относился центральный городской рынок, он же – самое большое современное купольное сооружение в этой части света, он же – шедевр стиля арт-деко 30-х годов прошлого века. Поймав сразу же у отеля тук-тук (как всегда, пришлось нещадно торговаться, но законы конкуренции были на нашей стороне), мы сказали волшебные слова «Central Market» и отправились в путь. Рынок, действительно, оказался огромным и заметным издалека. Когда-то лаконичное серое бетонное здание, теперь он был со всех сторон плотно окружен многочисленными пристройками, наспех устроенными торговыми рядами, рекламными щитами и строительной сеткой. Да и от уплотнительной застройки рынок тоже пострадал. Тем не менее изнутри купол выглядит величаво. Хотя и очень обшарпанно – похоже, с момента постройки им постоянно пользовались, но не думали ремонтировать. Более того, торговое оборудование тоже, похоже, не менялось – судя по внешнему виду мраморных разделочных столов, лет им будет побольше, чем большинству продавцов. Торгуют на рынке в основном продуктами и дешевым барахлом, которого в Камбодже много, причем, кроме вездесущего Китая можно найти и вполне брендовые вещи – фабрики многих известных марок находятся в Камбодже, где дешевая рабочая сила. Продукты очень ощутимо пахнут, местами вонь достигает такой силы, что глаза не просто слезятся – в них начинает темнеть. Особенно ощутимыми запахи становятся в узких переходах между торговыми рядами. Хотя смотреть по сторонам все равно интересно – кроме мяса, овощей и фруктов на развалах можно обнаружить и вполне себе экзотичные продукты, типа сушеной саранчи, которая, кстати, выглядит вполне съедобной (но пробовать мы, в силу природной брезгливости и общей местной антисанитарии, не стали).

Следующим в нашем списке был так называемый Русский рынок – в восьмидесятых годах прошлого века там активно затоваривались русские дипломатические сотрудники, и название закрепилось с тех пор. Торгуют там всем понемногу, но, в основном, одеждой и местными сувенирами. Их на рынке великое множество, и, естественно, ни одного ценного предмета там нет. Хотя выбор велик: деревянные фигуры (и особенно слоники), панно с резными узорами и посуда; шелк во всех возможных видах; изображения Будды и других божеств из металла, дерева и камня; реплики известных изваяний и орнаментов; музыкальные инструменты; коллекционные наборы местной валюты; тщательно состаренные предметы, которые старательно выдаются за самый что ни на есть настоящий антиквариат. По рынку шляется много европейских туристов, которые с удовольствием копаются в кучах барахла и радуются низким ценам.

Насмотревшись на всю эту красоту, мы поехали обратно в отель. Передвигаться по Пном Пеню не очень комфортно. Местные жители ездят, в основном, на байках, судя по их виду, как минимум двадцатилетней давности выпуска. Они ржавые, страшные и вонючие. Туристы ездят на тук-туках или автобусах. Автомобилей на улицах мало, и в основном это дорогие «Лексусы» - они очень странно смотрятся на фоне общего бардака, пыли и хаотичного дорожного движения. Прогуливаться пешком никому не приходит в голову – тротуары узкие, грязные, захламленные, солнце отражается от асфальта и стен домов и превращает улицы, плотно застроенные домами, в тесные жаркие коридоры. В общем, увиденное нам не понравилось. Мы решили, что, так и быть, потратим на осмотр достопримечательностей еще один день, а потом будем отсиживаться и отлеживаться в отеле, благо, он был снабжен спа-салоном и парой ресторанов, один из которых мы опробовали в первый же вечер – он оказался помпезен, но, в общем, неплох.

На следующий день мы отправились на экскурсию в центральный городской музей. Он разительно отличался от того, что мы видели в Сием Реапе. Во-первых, ценой – входной билет оказался в два раза дешевле. Во-вторых, внешним видом здания – оно тоже построено французами, но гораздо раньше, в тридцатых годах прошлого века, и выдержано в красивом местном стиле, с крышами-пагодами и позолоченной резьбой по фасаду. Дополняет картину большой внутренний двор с зеленью и фонтаном, который также используется как экспозиционная площадь. В музейном здании все окна – без стекол. И дело не в разрухе, а в банальной экономии – на ночь от непрошенных гостей огромные оконные проемы закрываются деревянными щитами, а днем они стоят нараспашку – и кондиционеры не нужны. Зато сама по себе музейная коллекция роскошна – огромные каменные изваяния, многочисленные Будды или просто их головы, фрагменты резьбы по камню из Ангкора, керамика, железо и такое редкое сейчас старое дерево – все это стоит в музейных залах в свободном доступе, изредка только огороженное не первой свежести веревочками, а привычных нам стеклянных витрин и информационных указателей в музее почти нет (но рядом с некоторыми экспонатами висят объявления о том, что их недавно вернули в музей, «случайно» обнаружив в коллекциях где-нибудь в Европе или Америке). Зато по большой территории очень приятно гулять – посетители рассредоточиваются по многочисленным залам, и любоваться экспонатами можно практически в полном одиночестве. А они как раз заслуживают самого пристального внимания. Особенно нам понравилась статуя царя Джаявармана Седьмого, царя с лицом Будды, того самого, который строил Ангкор.

После музея мы решили продолжить прикасаться к прекрасному и отправились в Королевский дворец. Он, как и расположенная рядом с ним Серебряная Пагода, упоминается во всех путеводителях как достопримечательности, достойные обязательного посещения. На поверку же королевский дворец оказался невысоким плохо отреставрированным зданием с толпой туристов у входа. Туристы стояли в очереди за футболками – по местным правилам, вход в королевский дворец возможен только в «приличной» одежде – с длинными рукавами, например. Естественно, большинству нормальных людей при температуре больше 30 градусов по Цельсию не приходит в голову надевать на себя что-либо, кроме шорт и майки – а они-то как раз и запрещены. Предприимчивые камбоджийцы продают у входа подходящую одежду – раз в 5 дороже рыночной стоимости. Изнутри дворец производит удручающее впечатление – кажется, что все ценности из него давным-давно вынесены и заменены китайскими подделками – особенно печально смотрятся грубо вырезанные из дерева напольные светильники, в десять слоев покрашенные «золотой» и красной краской.

Серебряная Пагода нас тоже разочаровала – да, действительно, пол там выложен чеканными серебряными плитками. Когда-то очень, наверное, красивые, теперь они сильно стерлись и по большей части закрыты ковром, а там, где еще видны, подклеены скотчем. Коричневым. Грязным. Еще в Серебряной Пагоде в витринах с толстым слоем грязи и паутины на стекле хранятся королевские подарки.

В общем, ни во дворце, ни в пагоде нам не понравилось. Мы походили потом еще немного по центру города, мимо местной Академии Художеств (напротив здания расположено множество магазинчиков, где торгуют свежесозданным искусством – так себе искусство, надо сказать), по набережной (ремонтируется), зашли во французское, кажется, кафе (на удивление приличное, если муравьев из сахара выгнать) и с удовольствием вернулись в отель.

День перед отлетом мы решили провести в отеле – бассейн, тайский массаж и стейк по цене маленького реактивного самолета (хотя и вкусный) были нашими последними и, не считая древнего Ангкора и Пном Пеньского музея со статуей Джаявармана, самыми приятными впечатлениями от страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий