пятница, 26 июня 2009 г.

ЮАР. Sardine Run

Еще совсем недавно с сардинами большинство из нас встречались, только открыв очередную банку консервов (хотя вспомнить последнюю встречу я, например, уже и не смогу). А теперь мы ехали за тысячу километров от дома только ради того, чтобы посмотреть, как полузабытые уже потенциальные консервы достанутся другим – а именно, акулам, дельфинам, бакланам и прочим не имеющим никакого отношения к пищевой промышленности хищникам. Мы ехали на так называемый Sardine Run – ежегодной событие, происходящее в начале лета у берегов Южно-Африканского побережья. Две летних недели, примерно в середине июня, многомилионный косяк сардин поднимается из глубины и идет вдоль берега. По ходу отдельные небольние косячки отрываются от общей стаи и становятся пищей для 20 000 дельфинов обыкновенных, 5 тысяч дельфинов-бутылконосов, десятков тысяч бакланов, тысяч акул, котиков и даже горбатых китов – по крайней мере, присутствие именно этих животных нам обещал один из организаторов экспедиции, фотограф Майкл Оу, жизнерадостный и пронырливый китаец, обществом которого мы должны были наслаждаться всю экспедицию.

Поездка началась с длинного перелета. Сначала – из Петербурга во Франкфурт, где к нашей дружной компании должен был присоединиться наш московский друг. Друга мы во Франкфурте не обнаружили – в пылу подготовки к путешествию он перепутал даты и был вынужден догонять нас днем позже. Из Франкфурта мы перелетели в Йоханесбург, а оттуда, сдавшись в неравном бою с африканскими аэропортными чиновниками и заплатив кучу денег за перевес, отправились местным рейсом в Дурбан, на встречу с нашим китайским другом. Из аэропорта мы поехали в Mbotyu River Lodge, где нам предстояло прожить десять дней, гоняясь за сардинами. Курорт, как потом выяснилось, был рассчитан, в основном, на таких, как мы, путешественников, приезжающих на две недели и большую часть дня занятых поисками сардин. Не смотря на это, он оказался оборудован бассейном, симпатичной крытой терассой с баром, удобным для совместного курения сигар, и двухместными бунгало, вполне пригодными для проживания. Единственной неприятной неожиданностью для нас оказалось то, что на момент нашего приезда в Африке была самая настоящая зима. А точнее – ночные заморозки, из-за которых кондиционер в бунгало приходилось постоянно держать включенным на обогрев, и дневная температура воды в 15 градусов, которая превращала в маленький подвиг наши ежедневные заплывы.

Первый день в Mbotyu был потрачен на ориентировку на местности и получение необходимых инструкций. А второй день, как и все последующие, начался неторопливо –выйдя на завтрак, мы обнаружили Майкла, печально всматривавшегося в подернутый дымкой горизонт. «Плохая погода, плохо летать» - удрученно кивнул головой Майкл, и, видя наше недоумение, объяснил, что увидеть сардин и кушающих их хищников можно только с мотодельтаплана, а мотодельтоплан поднимается в воздух только в хорошую погоду. Выходить в море без «всевидящего ока» бессмысленно, поэтому наша общая задача – сосредоточиться и изо всех сил пожелать себе ясного неба и безветренной погоды. Собственно, все десять дней мы этим и занимались – отчаянно желали хорошей погоды. Большую часть времени нам везло, и тогда мы выходили в море на десятиместном резиновом «Зодиаке». Выход в море сам по себе был отдельным приключением – мощная приливная волна не позволяла стартовать от берега без допонительных усилий, поэтому, стоя по колено в воде, мы дожидались подходящей высоты воды и разгоняли тяжелую лодку, а наш шкипер, ловко орудуя мотором, пытался эту самую волну оседлать. После этого мы на всех парах начинали носиться по не самому спокойному морю, переговариваясь время от времени по рации с пилотом дельтоплана и шкипером второй лодки (кроме нас на курорте было еще человек 6 иностранных туристов). Переговоры были, в основном, немногословны: «есть чего? – нет. Ну ладно, ищи-ищи».

Ожидая хороших вестей с дельтоплана, мы глазели по сторонам, развлекаясь альтернативными способами: гонялись за дельфинами, мешали работе капитов дальнего плавания (если нам на пути попадались огромные сухогрузы, мы, радостно и неразумно, носились у них перед носом, фотографируя выскакивающих из-под борта дельфинов до тех пор, пока капитаны, матерясь, наверное, от всей души, не включали мощный гудок, распугивая и дельфинов, и нас). А еще на нашем пути попадались киты – по одиночке или парами, они неторопливо и красиво плавали на благоразумном растоянии от лодки, иногда, на радость нам, выпуская фонтаны или лениво приподнимая над водой обросшие ракушками хвосты. Одна из встреч с китами запомнилась нам надолго. Заприметив очередную пару китов, мы, благо сардины на горизонте не появлялись и заняться все равно было нечем, поплыли с китами параллельным курсом. Засмотревшись на очередной поднятый над водой хвост, мы на некоторое время потеряли одного из китов из виду, а обнаружили его там, где ожидали менее всего – под днищем собственной лодки. Подплыв под наш «зодиак» (слава богу, в стороне от мотора), кит приподнял нас над водой и резко опустил. За те пару секунд, пока мы были в воздухе, в голове у нас пронеслось множество мыслей, начиная с банальных и не произносимых в слух в приличном обществе, и заканчивая стремительными и мрачными подсчетами стоимости фототехники, которая вот-вот окажется на дне. К счастью, нам повезло и кит проплыл под лодкой, не поднимая хвоста, иначе все могло кончится чуть менее успешно. А так, абсолютно мокрые, с изрядной долей адреналина в крови, но целые и невредимые, мы добавили очередную строчку в длинный список своих хорошо закончившихся приключений. Сардин в тот день мы так и не встретили – но кого это волновало?..

А в один из дней нам, наконец, повезло и с сардинами. Мы, как обычно, вышли в море и промотались на волнах около двух часов, как вдруг наш шкипер, после недолгих переговоров по рации, стремительно помчался куда-то вглубь неспокойных вод, где и происходил желанный для нас «экшн» - а именно, стремительно уничтожение сардин. Зрелище, действительно, было замечательным – большая часть нашей компании немедленно бросилась в воду, но ненадолго – «экшн» оказался не только очень эффектным, но и опасным. Небольшой косяк обреченных рыб со свсех сторон атаковали акулы, дельфины и бакланы. Хищники со все возрастающей скоростью кружили вокруг сардин, дельфины выталкивали несчастных рыб к поверхности, а акулы, встав практически вертикально и не закрывая пасть, попросту пожирали всех, кто оказывался на их пути. В такой ситуации присутствие дайверов с фотоаппаратами было не совсем уместно. Экстрима добавляли бакланы, которые с десятиметровой высоты камнем бросались в воду головой вниз. Под водой птицы напоминали маленькие торпеды, но, не смотря на хаотичные, на первый взгляд, заныры, редко возвращались на поверхность без рыбы в мощном клюве. Весь «экшн» длился всего около двадцати минут и за все время нашего пребывания в Mbotyu случился только один раз, но винить нам было некого – как и всякое явление природы, Sardine Run не может быть ни предсказуемым, ни управляемым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий