вторник, 30 июня 2009 г.

ЮАР. Ботсвана. Сафари

Но не все наши дни в Mbotyu проходили исключительно в компании китов и друг-друга. На курорте были предусмотрены и альтернативные развлечения – например, поездка в соседнюю деревню, к местному шаману. Деревня оказалась очень маленькой, а шаман немного бутафорским (во время исполнения обряда один из наших спутников и вовсе заснул), но местная аптека (множество пыльных и грязных бутылок с жидкостями разного цвета и малопонятного назначения в полутемном задымленном помещении) произвела на нас неизгладимое впечатление. До кучи мы немного поплясали с местными жителями и поводили хоровод с шаманом (не зря же он наряжался к нашему приезду, как новогодняя елка) и с песнями погрузились в джипы. Экскурсия получилась недолгой, но веселой, особенно, с учетом того, что, вследствие разнообразного ландшафта побережья, возвращение домой больше напоминало катание на «американских горках», чем легкую вечернюю прогулку.

Однако, джипы были не единственным доступным на курорте средством передвижения. Поэтому следующую прогулку мы задумали на лошадях. Невысокие, местной неброской породы, симпатичные, но не очень ухоженные, лошади ждали нас в небольшом загончике.

Взяв деньги вперед и выдав нам пробковые защитные шлемы, администратор передал нас в руки гида, который (не владея особо английским), распредилил среди нас лошадей (мальчикам – покрупнее, девочкам – тех, кто остался), сел на лошадь сам и куда-то поехал. А когда мы потребовали инструкций (среди нас не было опытных наездников), удивленно обернулся и неохотно сказал что-то вроде: «когда едешь вверх, наклоняйся к шее лошади, когда едешь вниз – откидывайся к крупу, хочешь остановиться – натяни поводья». Но когда мы тронулись, стало понятно, что инструкции, в общем, не нужны – лошади хорошо знали дорогу и никуда не торопились. Они аккуратно, но не всегда уверенно ступали по каменистым тропинкам, которые то резко спускались вниз, то круто уходили вверх (вот когда нам стал понятен смысл инструктажа). Нашего участия в процессе не требовалось, более того, лошади, как казалось, настолько нетвердо стояли на ногах, что любое наше неловкое движение могло закончится печально. Так мы передвигались около получаса, но, наконец, вышли к берегу, и наши отважные скакуны, по колено в воде, галопом (!) провезли нас по пустому песчаному пляжу – и это было очень красиво. На протяжении следующих суток наши походки слегка отличались от эталонных, но через пару дней синяки на выступающих частях тела прошли, и поездка вспоминалась только с удовольствием – когда еще получится покататься на лошадях по берегу океана?..

В последний день нас, наконец-то, взяли покататься на том самом мотодельтоплане, который все десять дней старательно выискивал для нас сардин. Дельтоплан был двухместным, а пилот – тот еще озорник, поэтому нас, непривычных к такого рода полетам, ожидали не только красивый вид под ногами и эффектный закат, увиденный с высоты птичьего полета, но и воздушные ямы, и полет над волнами, так что шасси практически касались воды.

А на следующий день мы вернулись в Йоханнесбург, где нас встретил замечательный русскоговорящий гид Олег, который не только забрал нас из аэропорта, но и несколько часов, пока мы добирались до следующего места нашего проживания (а после 10 дней, проведенных на море, нам хотелось твердой земли и приключений, а именно, настоящего сафари), развлекал нас рассказами о нелегкой, но интересной жизни белого человека в ЮАР. Уже затемно мы добрались до границы национального парка Welgevonden, где нас встретил упитанный рейнджер, который выдал нам теплые плащи с головы до пят и посадил в открытый Land Rover, который повез нас в пятизвездочный лодж Mhondoro.

По территории национального парка мы ехали в абсолютной темноте, отчаянно стуча зубами. Не потому, что нам было так уж страшно (хотя периодически мы слышали звуки и чувствовали запахи, которые не позволяли нам усомниться в присутствии большого количества диких животных где-то совсем рядом), а потому, что в Африке, как мы уже заметили ранее, все-таки была зима. А вместе с ней и ночные заморозки. Но сильно замерзнуть мы не успели – нас привезли в лодж. Место оказалось совершенно замечательным. Построенный несколько лет назад как частная гостиница для сотрудников одной крупной международной консалтинговой компании, лодж был небольшим, всего на 10 гостей, и до безобразия комфортным. Отделанные деревом помещения, массивная стильная мебель, огромные ванные комнаты с видом на саванну и электрокамины в каждом номере – все это мы увидели при первом беглом осмотре, за которым последовал роскошный ужин, во время которого нам рассказали, что лодж, где мы оказались – по своему уникален, так как животные из национального парка имеют возможность свободно передвигаться по его территории – лодж не имеет ограды. И в этом мы, действительно, смогли убедиться следующим утром, когда, выспавшись на подогреваемых простынях, вышли на завтрак и обнаружили буквально в десяти метрах от входа небольшой водопой, около которого, как ни в чем не бывало, паслась небольшая кучка зебр.

Самое первое сафари началось еще затемно – мы смотрели на восход солнца, заиндевелых носорогов и сонных зебр и потихоньку просыпались сами, настраивая себя на приключения и изо всех сил вглядываясь в окружающий пейзаж в поисках, как минимум, «большой пятерки» в полном составе. Отдельных ее представителей мы, со временем, встретили – льва, например – немного потасканного, со спутанной гривой и излишне ароматного – настоящего брутального самца, правда, в компании гораздо более изящных и симпатичных львиц. Наши встречи с львиным семейством проходили спокойно – большую часть времени большие кошки проводили в зарослях высокой травы, изредко с видимым трудом просыпаясь, чтобы окинуть нашу машину ленивым взглядом. Кроме львов нам на глаза постоянно попадались дикие свиньи, черные, с кокетливо вздернутыми хвостами, антилопы и гиены, а еще – жирафы, к которым мы старались не подъезжать близко – при виде наших машин животные бросались в россыпную, покачиваясь на длинных ногах и отчаянно кренясь на поворотах, так что мы начинали серьезно беспокоиться за их, жирафов, сохранность.

По истечении пары дней очень комфортного, но не очень насыщенного приключениями проживания в лодже Mhondoro, мы продолжили путешествие. Наш путь лежал в Ботсвану. Три часа езды по очень хорошему (что вообще характерно для ЮАР) шоссе – и мы оказались на границе, которую перешли на удивление быстро. А сразу за границей дорога кончилась – место асфальта заняла изрядно разбитая грунтовка, по которой, в пыли и под горячим солнцем, мы через некоторое время добрались до реки Лимпопо, в Tuli Safari Lodge. Лодж оказался большим, с бассейном, баобабами, обезьянами и бунгало с очень высокими потолками. Некоторый недостаток роскоши и чуть более скромный, по сравнению с предыдущим лоджем, сервис с успехом компенсировался жизнерадостью местного персонала – нам пели песни, встречая у входа в лодж, для нас плясали за ужином и снова пели, провожая на сафари. Было весело.

Сафари в Ботсване получились более разнообразными, чем в ЮАР – например, в первый же день нам повезло и мы увидели кровавое, но впечатляющее зрелище – львиный прайд, пирующий у туши свежеубитой антилопы. Днем позже, словно для того, чтобы закрепить впечатление, вместе со свежепойманной добычей нами был обнаружен уже гепард – хищник, который обычно ассоциируется с подтянутой, мускулистой, вытянутой в струну машиной для успешной охоты, сидел, отягощенный раздутым, как шар, животом, лениво отгоняя навязчиво пытавшихся присоединиться к его пиру гиен.

Вообще, Ботсвана постоянно держала нас в тонусе – не успели мы перевести дух после встречи с пирующими хищниками, как на нашем пути появилась небольшая группа слонов со слонятами. Словно забыв о том, что слоны очень ревностно охраняют детенышей, наш гид направил джип между взрослыми животными и их малышами – за что мы немедленно были наказаны. Одна из пожилых слоних с неожиданной для зверя ее размеров скоростью бросилась нам наперерез, размахивая ушами и хоботом и оглушительно трубя. К счастью, все закончилось мирно, более того, наши мужественные фотографы ни на минуту не потеряли присутствия духа, так что на память нам осталась не только по несколько незапланированных седых волос, но и несколько эффектных крупных планов недовольной слоновьей физиономии.

А завершающим этапом нашего путешествия стал переезд в Mashatu Tented Camp. Планируя поездку, мы не обратили внимания на необычное название лоджа, поэтому по прибытии нас ожидал большой сюрприз – выяснилось, что вместо привычных бунгало жить нам предстояло в разбитых прямо в густых зарослях в дельте реки Лимпопо палатках.

В первый вечер мы не торопились отходить ко сну после изрядно затянувшегося ужина (естественно, под открытым небом), и даже выпили несколько больше, чем обычно, виски, опасаясь зябкой и неуютной ночевки. Какова же была наша радость, когда, вернувшись в палатку, мы обнаружили под одеялами старые добрые резиновые грелки, наполненные кипятком!

Местные сафари не производили на нас впечатления до тех пор, пока мы не встретились с одним из самых редких и замечательных африканских хищников – леопардом. Словно все было спланировнао заранее, леопарда мы нашли на закате – он красиво позировал для нас, принимая эффектные позы, нежась под последними лучами солнца, а потом, когда стало темно и неудобно снимать, отправился на охоту. Впечатленные увиденным, мы уже поздравляли друг-друга с эффектным завершением поездки, но в самый последний вечер леопард снова попался нам на глаза – на этот раз гиганская пятнистая кошка охотилась в ветвях дерева, а мы, сидя, задрав головы, в джипе и ориентируясь по блестящим в свете фонарей глазам, пытались уследить за ее стремительными и бесшумными движениями.

А на следующий день мы уезжали домой, увозя с собой впечатления, сувениры и фотографии, на которых оказались запечатлены не только экзотические пейзажи и звери, но и начисто лишенные загара и закутанные в сто одежек мы – суровая африканская зима по праву стала одним из самых сильных впечатлений от поездки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий