воскресенье, 6 марта 2011 г.

Нижний Новгород. Владимир. Суздаль 2009

<...> Нижний Новгород встретил нас теплой погодой, деловитыми горожанами и невкусным завтраком в с виду симпатичном кафе. Экскурсия по городу началась с похода в Кремль – древний центр города. Старинное укрепление с высокими стенами, дополненное лестницей Чкалова, эффектно спускающейся к крутым берегам сливающихся вместе Волги и Оки, внутри оказалось, как это, к сожалению, часто бывает, испорчено убогими административными зданиями. Царящий повсюду новодел был разбавлен двумя приятными вещами: неожиданно симпатичной выставкой раритетных автомобилей ВАЗ и, конечно, городским музеем, в котором безо всякого пафоса на стенах висели древнерусские иконы, а также картины Кустодиева, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Серебряковой и прочих, всем знакомых по школьным учебникам родной речи, художников. Менее известные русские художники обнаружились недалеко от Кремля в галерее «Русский Век», у которой оказалась очень общительная хозяйка. Хозяйка отнеслась к нам с большим любопытством, показала и галерею, и запасники, и с удовольствием продала гостям из культурной столицы несколько картин чебоксарских и нижегородских художников.

Насмотревшись на искусство в различных его проявлениях, мы сели в машину и отправились на этот раз уже в современный центр города. Там нас ожидали антикварные магазины с по-нижегородски напыщенными продавцами и пешеходная улица с импровизированной художественной выставкой-ярмаркой <...> насмотревшись на которую мы отправились в кафе на той же улице, симпатично стилизованное под чью-то старую библиотеку. На выходе из кафе мы еще немножко полюбовались на эффектное здание в псевдостарорусском стиле, на поверку оказавшееся банком, и отправились туда, где старые здания были натуральными – на старейшую в городе улицу Ильинку. Украшенная сияющими свежей желтой и зеленой краской бордюрами, улица сплошь состоит из старинных зданий – с высокими каменными основаниями и абсолютно «убитыми» гнилыми вторыми этажами, на фасадах которых даже сохранились местами какие-то побитые временем вывески. Завершить осмотр нижегородских достопримечательностей мы решили посещением церкви, построенной в строгановском, «пряничном» стиле. Эффектно стоящая на возвышении церковь произвела на нас должное впечатление и мы отправились ужинать в ресторан «Пяткин», где нас накормили традиционными национальными угощениями, с пафосными названиями, но, тем не менее, очень вкусными.

В машину мы садились уже несколько отяжелевшими, торопясь выехать из города до темноты – нам предстоял недолгий, судя по навигатору, но незнакомый путь во Владимир, где мы рассчитывали заночевать. До Владимира мы добрались уже поздно вечером, долго искали сначала въезд в город, потом гостиницу «Золотые Ворота», потом долго в эти самые ворота стучали – но в конце-концов нас все-таки пустили внутрь, мы спрятали машинку на заднем дворе и отправились спать.
Утро следующего дня встретило нас солнцем и мы, бодрые и полные сил, отправились на поиски предоплаченного гостиничного завтрака. Накрытые столы обнаружились в зале, более всего похожем на банкетный, который был, однако, абсолютно пуст. Создавалось впечатление, что мы были единственными постояльцами гостиницы, и ночной портье просто забыл сообщить о нас своей смене, так как на поиски хоть кого-то, кто мог бы накормить нас завтраком, у нас ушло довольно много времени. Да и найденная в итоге барышня, похоже, не очень нам обрадовалась. Тем не менее ничто не могло испортить нашего замечательного настроения, поэтому сразу же после завтрака мы отправились знакомиться с новым для нас обоих городом.

Улица, где располагалась наша гостиница, оказалась центральной, соответственно, все значимые достопримечательности находились в пределах пешеходной доступности от нее. Первым в нашей программе был главный, если верить путеводителю, собор города, Успенский. В соборе сохранились фрески работы Рублева и учеников, но наслаждаться красотой потемневшей живописи в полной мере нам было сложно – отвлекал, во-первых, выглядевший очень нелепо в древних стенах барочный иконостас, а во-вторых, толпа китайцев, настойчиво приобщавшихся к русской истории. Следующим в нашей программе был Дмитровский собор. Считается, что он был построен по образцу и подобию церкви Покрова святой Богородицы на Нерли. Как бы то ни было, Дмитровский собор доминирует на покатой Соборной площади с двенадцатого века. Белокаменный, со стенами, сплошь покрытыми резьбой – там встречаются не только привычные изображения святых, но и богатые растительные орнаменты, а также многочисленные изображения животных, среди которых олени, кабаны, ослы, быки, кентавры, львы. Львы же украшают роскошный золоченый реликварий, которым мы любовались внутри собора – больше из прежде богатого внутреннего убранства почти ничего не сохранилось.
Вообще соборов и церквей во Владимире, как и положено древнему русскому городу, великое множество. Используются они также очень по-разному. Например, мы обнаружили церковь – планетарий. А еще монастырь, частично отданный проектному бюро. Наиболее гуманное применение нашлось для последней построенной в городе до революции церкви – сложенная из темно-красного кирпича, она стоит на маленьком пятачке в центре оживленной транспортной развязки, и скрывает в своих стенах музей хрусталя. Без посещения городского музея мы также не обошлись. Посмотрели на уже привычных нам (но не менее прекрасных от этого) русских художников (среди которых на этот раз нашелся даже Клевер). А потом зашли небольшой зальчик, посвященный древнерусскому искусству. Там висели всего три иконы: Богородица неизвестного мастера тринадцатого века, Богородица Рублева и Богородица Ушакова. В зале мы провели минут сорок и, в общем, если бы ничего другого в музее не оказалось, мы бы, наверное, совсем не расстроились.

Подкрепившись чашечкой на удивление вкусного капучино в небольшой кофейне на улице Чайковского, мы отправились в рейд по антикварным магазинам города. Все дальше уходя от центра города, мы оказывались на узких, прогретых солнцем улочках, с заборами, оврагами с хлипкими мостиками, резными наличниками на окнах, кошками на подоконниках… В конце-концов мы вышли на привокзальную площадь, где нашли небольшой антикварный магазинчик, куда зашли и остались там часа, кажется, на три. <...> Утомленные антикварно-историческими диспутами и прогулкой, мы отправились отдыхать в ресторанчик с говорящим названием «Обломов». Выбор оказался удачным – украшенные белыми коваными ступеньками снаружи и обставленный уютными диванами на фоне голых старых кирпичных стен внутри, ресторан отличился еще и очень сносной кухней. Отдохнув и подкрепив силы, мы вернулись к машине – нам предстояло ехать в Суздаль, и хотелось доехать затемно. Что нам вполне удалось. Мы приехали в Суздаль где-то за пол часа до захода солнца, въехали в город – и обалдели. Мы-то собирались всего-навсего быстренько проехаться по центральной улице, чтобы набросать примерный план экскурсии на следующий день. Но быстро ехать не получилось. Во-первых, потому, что городок оказался очень маленьким, и центральная улица – она же сквозная дорога – всего лишь двухполосной, так что ехать приходилось аккуратно. Но за узкой дорогой следить толком не получалось – мы постоянно вертели головой по сторонам и общались, в основном, междометиями. Дело в том, что мы, конечно, читали о Суздале и о том, что это город-заповедник под открытым небом, что там множество уникальных старинных церквей и прочая, прочая, прочая… Но мы никак не ожидали, что уникальных старинный церквей окажется ТАК много. Удивленные, мы развернулись и поехали в гостиницу. Она нашлась за пределами города – большой гостиничный комплекс с кучей приятных бонусов в виде спа-центра и нескольких ресторанов, с небольшими малоэтажными коттеджами на любой вкус. Гостиницы строили москвичи, причем недавно – от Москвы до Суздаля рукой подать, и жители столицы не отказывают себе в удовольствии смотаться на выходные на экскурсию в старинный город. Несмотря на то, что наши животы еще не успели опустеть после посещения «Обломова», мы не стали отказываться от похода в один из гостиничных ресторанов, оформленный в рыцарском стиле, где подавали замечательную ягодную наливку.

Следующим утром, хорошенько выспавшись, мы отправились осматривать Суздаль. Больше всего город напомнил нам музей – невероятное количество экспонатов, но трогать ничего нельзя. В контексте Суздаля это означало великое множество церквей разнообразного возраста и архитектуры, больше половины из которых оказались, к нашему большому сожалению, зарытыми без объяснения причин. Но не смотря на недоступность большинства памятников, Суздаль, в общем, производит на редкость приятное впечатление. Очень маленький, застроенный старыми деревянными домами с резными наличниками, с дружелюбными собаками и сонными котами на заборах, городок кажется очень уютным и словно застывшим во времени. Не смотря на то, что практически все здания на центральной улице превращены в рестораны, гостиницы и сувенирные магазины, оживления и суеты вокруг них нет. <...> Даже на центральной площади, где построено что-то вроде компактного гостиного двора, а перед ним – вездесущие сувенирные расклады, туристов было немного. Зато среди лотков с матрешками, туесками, шалями и прочими бирюльками обнаружилась очаровательная бабушка в платке, торговавшая ярко-красными петушками на палочке, которые она доставала для всех желающих из старинной детской коляски.

Насмотревшись на бабушку мы, посасывая петушков, перешли речку Каменку и отправились осматривать Спасо-Ефимьевский монастырь, на чьи красно-розовые крепостные стены открывался роскошный вид. Внутри монастыря обнаружилась очень необычная звонница, со стороны больше похожая на сводчатую галерею, и множество мини-музеев почти во всех монастырских помещениях. Перейдя речку по шаткому деревянному мостику и увернувшись от очередного свадебного шествия (путешествуя по городам Золотого кольца мы привыкли к многочисленным женихам и невестам, в обязательном порядке прилагавшимся ко всем мало-мальски симпатичным достопримечательностям), мы пришли в местный вариант музея деревянного зодчества под открытым небом. Он нам понравился меньше, чем новгородский – слишком уж часто нам предлагали заплатить за осмотр тех или иных экспозиций – видимо, сказалась близость Москвы.
Оказав посильную материальную помощь музею, мы вернулись на городскую площадь, чтобы перекусить на дорожку в примеченном заранее кафе «Лосось и кофе». Несмотря на то, что вышеназванные продукты входили во все блюда, причем зачастую вместе, было вкусно.

Пообедав, мы поехали в сторону Владимира, а по дороге заехали в поселок Боголюбово – посмотреть одноименный монастырь и, главное, церковь Покрова на Нерли 12 века, расположенную неподалеку. Монастырь, хоть и стоит эффектно на холме, ничем, кроме своего расположения, нас особо не вдохновил. Выйдя оттуда, мы спустились вниз, перешли железную дорогу по высокому пешеходному мосту и вышли на луг, который приветствовал нас информационным щитом, благодаря которому мы узнали, что луг – заповедный, охраняется церковью и государством, и какая бы то ни было хозяйственная деятельность на нем запрещена. А все потому, что через него идет извилистая тропинка, ведущая к церкви Покрова на речке Нерль. И, надо сказать, эта тропинка оказалась самой эффектной Дорогой к Храму из всех, что нам случалось видеть. В самом начале пути церковь кажется очень маленькой и далекой. На фоне зеленого луга белеет стрелой древнее сооружение и поблескивает на солнце купол. Идти до церкви довольно долго, около полутора километров, с каждым новым шагом поселок и железная дорога остаются все дальше, звуки становятся тише, а церковь – все больше и величественнее. В определенный момент она становится доминантой пейзажа, но если подойти ближе, становится видно, что церковь не так уж и велика. Нам повезло – мы, хоть и пришли перед самым закрытием, но, к счастью, успели попасть внутрь. Там оказалось светло и пусто. На фоне белых стен яркими пятнами выделялись всего две мозаичные иконы. Когда мы выходили из церкви, садилось солнце. Пара туристов, составлявших нам компанию, ушла, и мы смогли посидеть вдвоем на заросшем берегу невеликой речки, под сенью церковных стен. Нам было спокойно и тепло. <...>

Комментариев нет:

Отправить комментарий